Вопрос возможного вступления в НАТО Украины и Грузии является фактором двусторонних отношений России и коллективного Запада, начиная с девяностых годов прошлого века, причем в последнее десятилетие он по известным причинам значительно усилился.
Россия учитывает все возможные риски по Украине и Грузии
В этом плане показательным выглядит последнее заявление директора департамента общеевропейского сотрудничества МИД РФ Андрея Келина, который отметил, что вступление Украины и Грузии в НАТО создаст ряд существенных проблем для нашей страны.
По словам Келина, это станет причиной колоссальных усилий России, поскольку в таком случае Москве придется выстраивать новый пояс обороны вокруг нашей «третьей столицы» города Сочи, а также укреплять и вооружать государственную границу с Украиной.
Интересно, что данное заявление продолжает серию выступлений МИД РФ, которые сводились к тому, что пока НАТО не прекратит политику конфронтации, Москва не будет пытаться выстраивать с Североатлантическим альянсом какие-либо конструктивные отношения. В такой ситуации речи о нормализации отношений между Россией и НАТО идти не может, а сам этот вопрос затрагивать не имеет смысла.
Другой вопрос, что вступление Украины и Грузии в НАТО, если брать среднесрочную перспективу, на сегодня кажется невероятным хотя бы по той причине, что у альянса существуют требования к новым членам о том, чтобы они решили все свои территориальные проблемы с соседями.
Вступление Украины и Грузии в НАТО может привести к конфликту с Россией
Дело в том, что в уставе НАТО есть пятый пункт о коллективной самообороне, поэтому принятие любой страны в состав альянса, которая имеет территориальные споры или, тем более, конфликты низкой интенсивности, как в случае с Украиной и Донбассом, автоматически означает для членов альянса взятие на себя ответственности за данные ситуации.
У Грузии – это Абхазия и Южная Осетия, гарантии безопасности которым выдала наша страна. Более того, у России и Южной Осетии сегодня существуют единые вооруженные силы, поэтому любой конфликт с этими государствами означает прямую войну с Москвой.
У Украины – это статус Крыма и ситуация в Донбассе, в рамках которого действуют минские соглашения, одним из гарантов которых является Россия, поэтому принятие Киева и Тбилиси в состав Североатлантического альянса может привести к войне в Европе.
Нет сомнений, что в Москве, Киеве, Тбилиси, Брюсселе, Вашингтоне и во всех столицах стран-членов НАТО все эти перипетии прекрасно понимают, поэтому возникает вопрос, а насколько вероятным является такой поворот событий, который может привести к крайне печальным последствиям для Европы, даже если Украина и Грузия откажутся от своих территориальных претензий.
НАТО и Россия встали на путь прямой конфронтации
Ведь вариант, озвученный Келиным, возможен только в том случае, если Грузия признает суверенитет Абхазии и Южной Осетии, а Украина переход Крыма в состав России и суверенитет ДНР и ЛНР, в противном случае, это прямая эскалация военного конфликта с РФ.
Доцент МГИМО, политолог Николай Топорнин в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» пришел к выводу, что это сложная тема, практические перспективы которой чрезвычайно сложно предсказать, учитывая специфику всей этой ситуации.
«Естественно, вступление Грузии и Украины в состав альянса вызывает очень серьезные опасения в России, поскольку НАТО у нас сегодня рассматривается не как партнер, а как соперник и даже прямой противник», - констатирует Топорнин.
Более того, точно такая же оценка существует и в НАТО, где все возвратилось к изначальным целям и задачам данного альянса, которые заключаются в военном сдерживании и противостоянии с нашей страной. После краха социалистического блока и распада Советского Союза эти задачи не афишировались, но после 2014 года они снова стали мейнстримом внешней политики НАТО.
В международной политике постепенно меняются правила игры
«С Украиной и Грузией намного более сложная ситуация, чем с той же Македонией, против вступления которой в НАТО также высказывалась Россия, поскольку у этих стран существуют известные территориальные споры», - заключает Топорнин.
В результате, здесь вместо стандартного геополитического давления НАТО на Россию в виде включения в состав альянса новых членов и лишения нас возможности влиять на какие-то конкретные регионы Европы, идет провоцирование прямого военного конфликта.
«Впрочем, в мире все меняется, и если взглянуть на развитие международной политики, то там не существует каких-либо догм или постулатов, поэтому мы не должны исключать такого варианта развития событий», - резюмирует Топорнин.
Как замечает эксперт, об этом свидетельствует и тот факт, что сегодня больше не работает Ялтинско-Потсдамская система, а также Хельсинские соглашения от 1975 года, которые на протяжении долгих лет являлись базовыми столпами международной политики.
«Эти соглашения обеспечивали баланс сил и правопорядок в послевоенной Европе, но сегодня ситуация по сравнению с временами Холодной войны очень сильно изменилась и давно действуют исключения, которые сводят данные договоренности на нет. В силу этого, мы должны трезво глядеть на любые моменты, включая вступление Грузии и Украины в НАТО, и готовиться к худшему», - констатирует Топорнин.
Когда это будет возможно, при каких обстоятельствах и на каких условиях – это уже отдельный вопрос, но это следует из современной откровенно враждебной политики Североатлантического альянса по отношению к нашей стране.
Свежие комментарии