На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Экономика сегодня

290 352 подписчика

Свежие комментарии

  • Игорь Мищенко
    Домовёнок ведь Кузя, а эта ЛГБТшная неизвестно что и рядом не стояла с Домовёнком.Пранкеры Вован и ...
  • Валерий Матускин
    Зеленский мог иметь претензии к Соловьёву только как к клоуну конкуренту.Ведущий Соловьев ...
  • Евгений Шульга
    Интересно, а за что Польша хочет ОТОМСТИТЬ ? За то что Русь в отличии от них не приняла католицизм ? За ливонскую вой...NetEase: Польша н...

Пенсионная реформа в России: как опыт прошлых лет помогает в поиске новых механизмов

Пенсионная система в России – одна из самых нестабильных: за 20 лет она претерпела множество изменений и до сих пор не достигла оптимального состояния. Доцент кафедры экономики РАНХиГС Санкт-Петербург, кандидат экономических наук Артем Голубев рассказал ФБА «Экономика сегодня», почему текущая пенсионная система во многом является наследием советского пенсионного обеспечения и как за эти годы она реформировалась в стране.

Было и стало: пенсионное обеспечение в СССР

В советское время действовала распределительная пенсионная система, согласно которой пенсии лицам, достигшим пенсионного возраста, выплачивались из взносов работающих граждан. Эта система сформировалась еще в 1956 году, а с введением пенсии колхозникам в 1964 году пенсионная система стала единой для всех граждан СССР. Эта система была работающей и достаточно эффективной, поскольку на начальном моменте ее реализации количество граждан трудоспособного возраста кратно превышало количество пенсионеров: так, например, в 1959 году на одного пенсионера приходилось 5 работающих советских граждан, однако уже в 1979 году коэффициент сократился до 4. При этом к 2020 году соотношение пенсионеров и работающих граждан опустилось ниже 2 – до 1,8 (более 46 млн получателей пенсии из 82 млн человек трудоспособного возраста). Однако при коэффициенте в 1,8 распределительная система не в состоянии эффективно работать. Проведем простой расчет средней пенсии при условии, что все трудоспособное население трудоустроено и получает «белую» зарплату, а также при бездефицитности бюджета Пенсионного фонда России (ПФР) и направлении всех средств на выплату пенсий (без учета содержания аппарата пенсионного фонда, состоящего из десятков тысяч человек и тысяч объектов имущества ПФР). Известно, что сейчас в ПФР направляется 22% взносов, которые уплачивает работодатель за своего работника с начисленной заработной платы. На октябрь текущего года средняя начисленная заработная плата в РФ составила 63,8 тысяч рублей. Тогда 63,8 * 0,22 = 14 тысяч рублей. Еще раз стоит уточнить, что средняя пенсионная выплата в 14 тысяч рублей возможна при отсутствии безработных и направлении всех 100% средств, поступающих от работающих граждан, на выплату пенсий пенсионерам. Однако содержание структур ПФР – это одна из существенных затрат фонда, да и нулевой безработицы в РФ еще никогда не было. То есть реально средняя пенсия, основанная только на выплатах работающих граждан, оказывается ниже 14 тысяч рублей.

Пенсионная реформа 2002 года как временное сооружение

В реальности же на протяжении десятков лет бюджет ПФР является дефицитным и этот дефицит покрывается из Федерального бюджета, который формируется из наших налогов. При этом величина выделяемых средств на покрытие дефицита имеет тенденцию к росту и к 2021 году доля федерального трансферта в доходах ПФР значительно превысила 40%. Эту проблему в начале 2000-х годов российское правительство попыталось решить, проведя давно назревшую пенсионную реформу. Суть пенсионной реформы 2002 года состояла в постепенном переходе от распределительной системы к распределительно-накопительной системе пенсионного обеспечения. Согласно нововведениям, пенсия каждого россиянина должна была состоять из трех частей: 1. Базовая, размер которой установлен законом и получение которой гарантировано всем. 2. Страховая, гарантированная тем, кто имеет трудовой стаж, и зависящая от суммы страховых взносов (эти взносы входили в состав ЕСН – единого социального налога, который в 2010 году был вновь заменен страховыми взносами во внебюджетные фонды) от зарплаты гражданина, направленных в ПФР. 3. Накопительная, зависящая от суммы учтенных взносов и начисленного инвестиционного дохода. Каждый гражданин имел право перевести свою накопительную часть в негосударственный пенсионный фонд (НПФ), частную управляющую компанию (ЧУК) или оставить по умолчанию в ПФР под управлением Внешэкономбанка. В период действия ЕСН (26%) в пенсионный фонд направлялось 20%, из которых 6% составляла базовая часть, 10% – страховая и 4% – накопительная. С 2008 года накопительная часть составила 6%, а страховая часть – 8% от заработной платы. Позже ЕСН был заменен на страховые взносы и на сегодняшний день отчисления в ПФР составляют 22%.

Переписанный сценарий

С 2014 года накопительная часть «заморожена», то есть с этого времени действует мораторий на формирование накопительной части пенсии и все страховые взносы на обязательное пенсионное страхование направляются на формирование страховой пенсии. В 2021 году мораторий был продлен до 2024 года. То есть фактически с 2014 года Россия вернулась к советской чисто распределительной системе, но с определенными дополнениями. Была введена балльная система расчета пенсии, а также повышен на 5 лет возраст выхода на пенсию. Количество баллов для расчета размера пенсии зависит от продолжительности страхового стажа, а также страховых взносов, которые уплачивает работодатель за своих сотрудников. Повышение пенсионного возраста позволило несколько улучшить соотношение числа пенсионеров и лиц трудоспособного возраста в обозримой перспективе, однако не решает проблемы действующей неэффективной распределительной системы. Очевидно, что без накопительного компонента пенсии решить вопрос достижения средней пенсии к комфортному для экономики уровню в 50% от средней начисленной заработной платы не удастся. На сегодняшний день этот уровень соответствует почти 32 тысячам рублей. (63,8 тыс.руб. * 0,5). При этом средний размер пенсии в России для неработающих пенсионеров после последней индексации в июле 2022 года составляет 20,9 тысяч рублей. Эта цифра почти в 1,5 раза больше, чем средний размер пенсии при бездефицитном бюджете (14 тысяч рублей), согласно расчетам выше. Однако это крайне грубое сравнение, поскольку не все пенсионеры являются неработающими, а у работающих (около 8,5 млн. человек) и размер пенсии значительно меньше и за них работодатель отчисляет средства в пенсионный фонд. Причем размер пенсии работающих пенсионеров и размер отчислений с их доходов в пенсионный фонд примерно сопоставимы.

Новые механизмы современной системы пенсионного обеспечения

Для ПФР работающие пенсионеры находятся как бы на «самоокупаемости». Фактически получается, что неработающие пенсионеры имеют текущий размер пенсии не только за счет взносов граждан трудоспособного населения и дотаций Федерального бюджета, но и в определенной мере за счет работающих пенсионеров, которые сами себе «зарабатывают» на пенсию. Поскольку распределительная система в текущей демографической ситуации эффективно работать не может, неизбежно внедрение накопительного элемента в пенсионную систему. К слову сказать, Минфин РФ и Банк России неоднократно рассматривали различные предложения, касающиеся этого вопроса. На данный момент рассматриваются возможности стимулирования граждан России к добровольному накопительному пенсионному страхованию в виде внедрения с 2024 года Единого налогового вычета на ряд инвестиционных продуктов. Прежде всего, предлагается введение индивидуального инвестиционного счета третьего типа (ИИС-3), с заменой ИИС первого типа, по которому с 2015 года на сумму внесенных средств (но не более 400 тысяч рублей ежегодно) можно получать налоговый вычет с уплаченных ранее налогов по НДФЛ. ИИС-3, в отличие от двух предыдущих типов, попадет в систему единого налогового вычета на все инвестиционные продукты, в том числе договоры с пенсионными фондами и полисы страхования. Вычет планируется распространить на ИИС третьего типа, а также на десятилетние договоры негосударственного пенсионного обеспечения. В дальнейшем планируется применять вычет и на полисы страхования жизни сроком не менее 10 лет. Предполагается, что такие меры увеличат интерес граждан к инвестиционным продуктам. Логика ввода ИИС-3 заключается в том, чтобы мотивировать граждан к инвестиционному накоплению, выработать такую привычку и в значительной мере самостоятельно формировать свою будущую пенсию. Это вовсе не означает отказ государства от пенсионных обязательств перед гражданами, скорее это позволяет расширить источники получения средств на пенсии, если граждане смогут сформировать свой личный пенсионный капитал посредством предлагаемых инвестиционных продуктов. Насколько удачными окажутся нововведения, будет понятно через несколько лет, однако с уверенностью можно сказать, что без накопительной составляющей обеспечить достойный размер пенсионных выплат будущим пенсионерам невозможно.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх