Российские предприятия не смогли создать конкурентоспособные автомобили по единственной причине. Об этом рассказал известный экономист Михаил Хазин.
По словам эксперта, создание автопрома, способного регулярно проектировать и выпускать конкурентоспособные модели, требует много лет и значительных усилий. Хазин утверждает, что даже советская промышленность не справилась с данной задачей. Причину, по которой в СССР и России так и не появилось автомобилей, конкурентоспособных на мировом уровне, экономист усматривает в крайне специфических условиях работы. Отдельные исключения вроде «Нивы» или ГАЗ-21 лишь подтверждают правило.
«Есть вещи, для которых нужно много лет. Например, мы до сих пор не смогли сделать конкурентоспособный автомобиль. Но связано это не с тем, что мы не могли, а с тем, что мы все время вписывались в очень специфические псевдорыночные условия. В СССР нельзя было пихать в автомобиль разного рода полезные вспомогательные устройства, вроде кондиционера или радио, по банальной причине: это очень удорожало машину и делало ее неконкурентоспособной. Было очень мало людей, готовых его купить. Но теоретически можно было делать это все отдельно и потом вставлять. В конце концов чему-то научились, но в общем при рынке в сотни миллионов потребителей покупателей автомобилей было сильно меньше», - сказал Хазин.
Экономист убежден в наличии у России потенциала для формирования автопрома мирового уровня. Однако рынков сбыта как внутри страны, так и за ее пределами, у РФ нет. Также Хазин напомнил о специфике советского авторынка, где люди годами стояли в очередях за новыми машинами. Результатом такого подхода он считает замедление развития, перечеркнувшее многие достижения.
«Был немножко другой рынок. Почему все было так сложно – это предмет исследований. Сделали же мы машину ГАЗ-21 "Волга", которая выигрывала международные конкурсы. Была очень хорошая, качественная машина. Но потом, когда на Западе поколения менялись каждые пять лет, у нас эта "Волга" ходила 20 лет. А потом появился ГАЗ-24, и эта машина была сильно хуже. В общем и целом, мы начали сильно замедляться, и это создало большие проблемы», - заявил Хазин в эфире радио Sputnik.
В нынешних условиях российские автозаводы вынуждены выпускать зарубежные модели. Не стал исключением и возрожденный «Москвич», созданный на основе китайского кроссовера JAC.
Свежие комментарии