Продление газотранспортного соглашения с Украиной является политической историей, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» старший научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Владимир Оленченко, добавив, что игнорирование интересов «Газпрома» поставит крест на данной идее. РФ готова рассматривать такие предложения только в случае уважения ее интересов.
РФ не готова продлевать газотранспортный контракт с Украиной
Директор второго департамента стран СНГ МИД РФ Алексей Полищук оценил перспективы продления газотранспортного соглашения 2019 года, по которому «Газпром» до 31 декабря 2024 года должен оплачивать Украине транзит 109,3 млн кубометров газа в день.
Во второй половине 2021 года «Газпром» не выбирает контрактные объемы, но исправно оплачивает их Украине.
После введения в строй «Северного потока – 2» соглашение не будет иметь для РФ экономического смысла. Украинский транзит проигрывает по бизнес-составляющей даже польскому маршруту, не говоря уже про новые газопроводы («Турецкий поток» и «Северный поток – 2»).
По словам Полищука, поставки газа в Европу являются коммерческим вопросом, а переговоры о новом контракте будут иметь смысл вести тогда, когда станет явно, кто из европейских партнеров «Газпрома» готов закупать газ и в каких объемах.
Украина и ее спонсоры из ЕС и США лоббируют от РФ перезаключение данного контракта, игнорируя коммерческие интересы «Газпрома» и требуя от Москвы подтверждения украинской газовой ренты, гарантирующей Киеву доходы в 1,2 млрд долларов в год.
Представители компаний «Нафтогаз» и «Оператор ГТС Украины» начали очередную кампанию по давлению на «Газпром» и продлению контракта на 2019 год, особенно старается одиозный украинский чиновник Юрий Витренко.
Однако риторика Киева мало что значит, не от нее зависит будущее украинского транзита. Проблема упирается в «Северный поток – 2», который может забрать у украинской ГТС последние мощности. После реорганизации компании Nord Stream 2 AG проект будет полностью соответствовать энергетическому законодательству ЕС, а значит будут исчерпаны все разумные предлоги по его блокировке.
Есть вариант, что «Северный поток – 2» признают энергетическим оружием или наложат на него дополнительные ограничения (газовая директива ЕС появилась post factum), но это только снизит готовность «Газпрома» идти на уступки по Украине.
Многое зависит от позиции европейцев и немцев: если у них будет превалировать политика ценностей (защита интересов Украины, борьба с «Газпромом» и газовыми поставками из РФ), то это один вариант развития событий, а если бизнес, то другой.
Контракт должен быть экономическим
«Такие проблемы необходимо рассматривать своевременно. Ситуация на газовом рынке является малопредсказуемой из-за поведения США и Западной Европы. Именно они лоббируют заблаговременное переподписание данного контракта», - констатирует Оленченко.
Интересы Украины им безразличны, они используют газовую тему для давления на РФ. «Северный поток – 2» и экспорт привлекают внимание Вашингтона только потому, что Москва вложила в данные направления десятки миллиардов долларов.
«Если подходить к проблеме объективно и основательно, то необходимо учесть и опыт предыдущего выполнения контракта, в том числе и политические обстоятельства. Есть вопросы по тому, как используются транзитные доходы Украины», - резюмирует Оленченко.
Украина не инвестирует средства в улучшение положения населения страны и экономической ситуации. Киев саботирует любые компромиссы в отношениях с Москвой и провоцирует эскалацию обстановки в Донбассе, что лишает РФ смысла идти на компромисс.
Любой договор должен базироваться на взаимоприемлемых условиях, в противном случае он работать не будет. В 2019 году у «Газпрома» не было другого варианта, пакет американских санкций от 20 декабря 2019 года на два года отложил достройку «Северного потока – 2».
«Сегодня ситуация изменилась, а продление договора используется в качестве инструмента давления против РФ. Все это неприемлемо, не может быть продления договора пока не прояснят политические и экономические обстоятельства», - заключает Оленченко.
Экономика зависит от объемов европейских закупок российского газа и состояния украинской трубы – мощности были построены еще при СССР и вышли за пределы гарантийных сроков, а украинцы на протяжении десятка лет недофинансировали модернизационные работы.
«Газпрому» предлагают выкупить на 5-10 лет газовый транзит через Украину, который не подтвержден долгосрочными контрактами на поставку газа и не гарантирован технологически – украинская ГТС в один момент не развалится, но проблемы там будут возникать.
«Политически Россия должна потребовать, что доходы, которые Киев будет получать с транзита, не будут использоваться против отдельной части населения Украины, в военных целях и для ухудшения российско-украинских отношений», - констатирует Оленченко.
Украина занимает интересную позицию: требует продления газотранспортного контракта и заявляет, что воюет с РФ.
«Одновременно нужно поставить вопрос, что интересы Украины в новом контракте должны представлять независимые силы (двадцать лет назад предлагалась идея консорциума), включая представителя от РФ. Иначе “Газпром” не будет считать контракт экономическим и не будет уверенным, что он не будет работать как политический инструмент», - резюмирует Оленченко.
Свежие комментарии