Запрет в России на перевозку более 10 кг красной икры вполне обоснован – он поставит крест на массовом браконьерстве в стране. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал доктор экономических наук, профессор, бывший замминистра сельского хозяйства и продовольствия Леонид Холод.
На уровне правительственной комиссии по рыбохозяйственному комплексу под руководством вице-премьера Виктории Абрамченко рассматривается вопрос введения в России нового запрета.
Если он будет введен, россияне больше не смогут перевозить в качестве багажа больше 10 кг красной икры. Предполагается, что это максимальный вес, который люди приобретают в регионах для личного потребления, если везут больше - для последующей перепродажи. Но электронные ветеринарные сертификаты ограничения снимут.На заседании комиссии рассматривались вопросы, связанные с оборотом икры и особо ценных видов рыб. Также участники обсуждали необходимость введения ограничений объемов перевозки физлицами икры лососевых рыб в личных целях без документов. Вводимые ограничения призваны бороться с браконьерами – согласно статистике, россияне в год перевозят только самолетами до 2 тысяч тонн икры. И кабмин стремится предотвратить легализацию нелегальных уловов.
"В свое время подобные меры помогли свести практически к нулю браконьерскую добычу черной икры в России, правда в том случае запрет на перевозку без документов был тотальным, - отмечает Холод. – Красной икры куда больше, так что и промысел ее обширный. Не секрет, что во время массового нереста рыбы в регионах массово действуют браконьеры, выбивая тысячами ценные породы рыбы ради икры. Ее тоннами перекупщики везут в богатые регионы страны для продажи.
Самый простой способ искоренить хищническое и массовое браконьерство – ликвидировать рынок добываемой незаконно икры. В аэропортах появятся специальные службы контроля, которые пресекут перевозку криминального продукта. В итоге продажа станет невозможной, нелегальный промысел не принесет прибылей и остановится. Это все взаимосвязанные и логичные явления, уже испытанные на черной икре".
Запрет отразится на природе и здоровье россиян
Если правительственная инициатива будет введена, то невозможно станет провезти более 10 кг икры "в непонятных и непрозрачных формах, без ветеринарных сертификатов". Абрамченко отметила, что жители Дальнего Востока, которые везут икру в качестве гостинца родственникам в центральную часть России, не пострадают. Она выступила за необходимость "внимательно проработать и ввести" ограничения на перевозку икры именно в промышленных масштабах.
Ограничить авиаперевозку икры в личном багаже 10 кг предлагал в сентябре прошлого года глава Росрыболовства Илья Шестаков. По его словам, основная проблема незаконного оборота икры связана с тем, что физические лица могут использовать багажные места в самолетах для перевозки лососевой икры партиями более 25 кг - икру перевозят не только пассажиры, но экипаж самолетов, в основном, бортпроводники и пилоты. Нелегальная икра не сопровождается никакими документами.
"Последствия от инициативы будут только положительными и масштабными. Мы знаем, что браконьеры бьют ради икры рыбу не когда это разрешено, не в положенных местах. И при этом ради добычи килограмма икры выбрасывают за борт рыбью тушу в десяток-полтора кило. И впоследствии такой хищнический промысел сокращает популяцию. То есть вред природе наносится в десятки раз больший, чем при легальной добыче.
Кроме того, речь идет и о здоровье россиян. Браконьеры не соблюдают ГОСТов и санпинов, разделывая рыбу в грязных перчатках прямо на лодках или в прибрежных сараях. Ни о какой безопасности продукта, понятно, в такой ситуации речи не идет. Не берусь сказать, что вся нелегальная икра браконьеров ядовитая, но и риску здоровье людей она определенно подвергает. Ее покупка сопоставима с русской рулеткой – всегда приходится полагаться на везенье", - подчеркивает Холод.
Контроль лишит криминал доходов
По поручению комиссии будет проработана синхронизация информационных систем ряда федеральных органов исполнительной власти - ФНС, ФТС, Россельхознадзора и Росрыболовства. В правкомиссии также обсудили концепцию законопроекта, который разрешит рыбакам-любителям продавать свои уловы, как частники продают излишки урожая с подсобных хозяйств. В этом случае нужно будет создать прозрачные механизмы контроля за выловом, ветеринарного контроля и проверки законности улова.
Предложение Росрыболовства еще в прошлом году поддержали власти Камчатки - региона, где добывается основной улов лососевых. Но вице-губернатор Камчатского края Дмитрий Латышев тогда предлагал разрешить провозить без сопроводительных документов до 32 кг на человека. Из-за этого спора по весу вопрос на время отложили. Велика вероятность, что в нынешнем году он будет окончательно решен.
"Введение запрета не означает, что криминальный рынок красной икры исчезнет уже на следующий день. Решение лишь запустит долгий и сложный процесс. Нужно готовить службы контроля на местах, профессионалов, подготовить все для весового контроля и проверки легальности документов. В конечном итоге эта работа даст плоды только спустя месяцы, если не годы. Но делать ее необходимо.
Если лишить криминал возможностей перевозить икру авиатранспортом, он лишится самых прибыльных рынков в Москве и Петербурге. Ведь икра – продукт капризный, он зависит от множества факторов: чистоты изготовления, скорости доставки, температуры хранения. Автотранспортом перевозки слишком дорогие и рискованные – товар по пути портится. Так что введенный запрет станет первым шагом на пути ликвидации криминального бизнеса красной икры в России", - заключает Леонид Холод.
Свежие комментарии