Внедрение практики расчетов в национальных валютах при поставках российских нефтепродуктов в страны СНГ напрямую зависит от уровня торгового баланса с этими странами. Об этом рассказали эксперты ФБА "Экономика сегодня".
"Лукойл" и страны СНГ обсуждают переход на национальные валюты при поставках нефтепродуктов.
Об этом сообщилпрезидент компании Вагит Алекперов.
"Наш продукт имеет так называемую международную котировку. Сегодня в торговле нефти присутствует много бумажных деривативов, которые страхуются крупными компаниями. Как правило, все это делается в долларах. Это сложный переход, но вот со странами СНГ сегодня можно начать первый этап", - сказал Алекперов ТАСС, поясняя, как в "Лукойле" относятся к идее дедолларизации при расчетах за нефть.
Он также сказал, что уже идут обсуждения возможности расчетов по нефтепродуктам со странами СНГ: "Только точечные (переговоры) по нефтепродуктам".
Ранее замглавы Минфина Алексей Моисеев говорил, что либерализация валютного контроля и дедолларизация балансов банков придаст ускорение процессу перехода России на расчеты в нацвалюте.
Было бы желание
Есть страны Евразийского союза - Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия - с ними легко можно будет вести такие расчеты, можно в рублях, в евро, тут нет никаких проблем, было бы желание, говорит директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов.
"Главное условия - достаточный торговый оборот с той или иной страной. Хотя все зависит от конкретных обстоятельств. С тем же Казахстаном, где у "Лукойла" большой бизнес, активы, расчеты могут идти и в местной валюте", - сказал эксперт.
Если говорить о конкретных партнерах, это, скорей, страны Средней Азии. Белоруссия - другой вариант, она покупает нашу нефть, сама получает нефтепродукты и далее их экспортирует.
Касается не всех
Впрочем, есть страны в составе СНГ, где переходить на национальные валюты в расчетах за поставки нефтепродуктов пока сложно. Пример тому - Армения.
"Возможно, на каком-то уровне такое обсуждение идет, однако в нынешних условиях я не вижу потенциала для этого, уровень интеграции экономики Армении в Россию не позволяет говорить об этом", - говорит кандидат политических наук, политолог Артур Атаев. Экономическая политика Армении, подчеркнул Атаев, носит многовекторный характер, соответственно, четкого курса на Россию как на главного партнера нет.
Самый ликвидный
Такие расчеты - исключительно вопрос торгового баланса, считает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.
"Если та валюта, которая будет являться базовой, позволит приобретать другие товары, то почему бы и нет. Но я так понимаю, речь идет о российском рубле - вряд ли мы возьмем те же белорусские рубли. Наверняка мы будем настаивать на нашей денежной единице - все же российский рубль самый ликвидный из валют СНГ, и по денежной массе, и по оборачиваемости, и по конвертации", - сказал эксперт ФБА "Экономика сегодня".
Два самых крупных партнера России на постсоветском пространстве по нефтепродуктам - Белоруссия и Казахстан. Как ни парадоксально, и Украина - в числе наших заметных партнеров, но маловероятно - в силу политических причин - что рубль может стать единицей для расчетов с Киевом, заметил Сергей Пикин.
Действительно, нефть на Украине не добывают, собственная нефтепереработка находится на минимуме. На Украине сегодня работает только один НПЗ в Кременчуге, поэтому все зависит от импортных поставок нефтепродуктов, говорил ранее ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.
Источников закупок сейчас два - Белоруссия и Россия. "Главным образом, это дизель и бензин – что касается последнего, то здесь как раз и лидирует Белоруссия. Еще украинцы любят закупать в России сжиженный углеводородный газ, который они используют, как газомоторное топливо", -пояснял эксперт.
По итогам 11 месяцев 2018 года доходы России от экспорта нефтепродуктов выросли на 34,9%, до $72,139 млрд. В физическом выражении экспорт нефтепродуктов вырос на 0,4%, до 138,449 млн т.
Свежие комментарии