Правительство не намерено продлевать соглашение с нефтяниками о заморозке цен после марта 2019 года. Как отмечает эксперт Центра отраслевой экономики НИФИ Андрей Гордеев, цены были заморожены именно для переходного периода, поэтому продление соглашения лишь дестимулирует развитие нефтепереработки. Обратный акциз способен после разморозки сдерживать рост цен на топливо.
Отказ от продления заморозки цен на бензин
Соглашение с нефтяными компаниями о заморозке цен на бензин, подписанное в ноябре 2018 года, дает удовлетворительный результат. Об этом ранее заявил вице-премьер РФ Дмитрий Козак. Договоренности позволяют держать цены на топливо в январе в рамках 1,7% в связи с повышением НДС на 2%. Далее цены будут равномерно расти на уровне инфляции.
При этом продления соглашения в марте не планируется. Как рассказал «Известиям» представитель вице-премьера Дмитрия Козака Илья Джус, соглашение с нефтяниками выполняется в полном объеме, поэтому никаких новых решений по его корректировке или пролонгации сейчас нет, и они не обсуждаются.
«Цены заморозили именно для переходного периода. Не совсем до конца остается понятным, как он будет влиять на топливный рынок в целом, но скорее всего, продление соглашения о заморозке цен является негативным фактором для рынка, так как оно дестимулирует развитие нефтепереработки. Это не рыночные методы воздействия, а нам необходимо создавать условия, чтобы цены, мягко говоря, колебались в заданных значениях. Скорее всего, заморозка цен до марта останется, но без продлений в данном вопросе», - считает Андрей Гордеев.
К марту станет заметен и эффект налогового маневра, в первую очередь механизм обратного акциза. Уже в конце февраля нефтяные компании получат первые выплаты по обратному акцизу. Под обратным акцизом подразумевается возврат владельцам нефтеперерабатывающих заводов части акциза на нефть, если та ушла на производство конкретных нефтепродуктов – керосина ли бензина.
Механизм обратного акциза
«Этот механизм способен сдерживать рост цен на топливо в случае повышения мировых цен на нефть. С другой стороны пока не ожидается каких-то резких скачков и изменений, поэтому высока доля вероятности того, что темп роста цен на топливо будет сопоставим с темпами инфляции, хотя немного может их перекрыть. Инфляция же в 2019 году прогнозируется на уровне 5-6%, соответственно цены на бензин увеличатся примерно так же.
Ориентиром при обратном акцизе является внешний рынок, а за показатель взят бензин марки Аи-92 и дизельное топливо. Прочие продукты в этом не участвуют, но с другой стороны если брать керосин и его влияние на стоимость авиабилетов, то там существуют налоговые вычеты именно по акцизам. Авиаперевозчикам из бюджета возвращается акциз, который сидит в цене топлива. Подобный механизм существует и для пассажирских перевозок речным транспортом», - объясняет ФБА «Экономика сегодня» Гордеев.
Напомним, что председатель фонда «Сколково», бывший вице-премьер РФ, курировавший ТЭК, Аркадий Дворкович несколькими днями ранее рассказал об альтернативных вариантах сдерживания цен. Он считает, что цены на топливо в России можно сдерживать не только с помощью административных мер, а налоговым регулированием, в частности, привязкой уровня акцизов к мировой цене нефти. Данная тема прорабатывалась в правительстве в прошлом году, но Минфин выступил с возражением, и сторонам в итоге не удалось достигнуть компромисса.
«Что касается механизма обратного акциза, то он работает следующим образом: если он превышает установленный диапазон, то тогда субсидия не предусматриваются. Если же цена укладывается в этот диапазон, то тогда от количества произведенного топлива каждый участник, который подписал соглашение, получает перечисления из бюджета, по сути происходит перераспределение средств.
После первых выплат в феврале можно будет прикинуть эффективность этого механизма налогового маневра. Но пока резких колебаний цен на нефть не отмечается, поэтому по идее цена топлива должна оставаться стабильной, находясь в рамках инфляции. Если все будет работать правильно, то нас ждет плавное повышение цен на топливо», - уверен Гордеев.
Свежие комментарии