Мир ожидает некоторый откат от глобализации, считает экономист Дмитрий Адамидов.
«Коронакризис» изменит мировую экономику
Deutsche Bank провел исследование, в котором эксперты пришли к выводу, что эпоху глобализации сменит «век беспорядка».
Главными характеристиками нового периода станет холодная война между США и Китаем, рост глобального долга и усиление позиций миллениалов.
Под последними понимаются люди, которые родились с 1991 по 1996 годы.Кроме базового американо-китайского конфликта немецкие эксперты предсказывают рост иммиграции в Евросоюз из-за пандемии COVID-19, дальнейшее распространение политики «вертолетных денег», рост инфляционных процессов в мире и очередное усиление неравенства после «коронакризиса». Благодаря этому в развитых странах могут быть увеличены налоги на богатство.
Также Deutsche Bank отмечает проблемы западного общества в виде роста конкуренции поколений и вопросов экологии.
Про коллапс глобализации, которая началась в восьмидесятые годы XX века, а после развала СССР и Соцлагеря шла вперед семимильными шагами говорят уже лет двадцать, но сегодня для этого возникли предпосылки.
«Коронакризис» стал проблемой для развитых государств. Только они могли себе позволить активную борьбу с пандемией COVID-19, благодаря чему произошла остановка мировой экономики. Пока непонятно, дало ли это результат, но ментальный выбор был сделан.
Из-за этого развитые государства получили спад в экономическом развитии, который заливается напечатанными деньгами. Система должна выдержать, но будут серьезные последствия, которые наложатся на существовавшие ранее слабые места.
Это низкие темпы роста в развитых странах, высокий уровень государственного долга, плохая демография, постепенный проигрыш конкуренции развивающимся государствам и отсутствие единства интересов даже на уровне ЕС. Эти проблемы были известны до кризиса с пандемией COVID-19, который послужит спусковым крючком для назревших изменений в мировой экономике.
Отправной точкой является кризис 2008 года
«Старые тенденции все равно сохранятся – индустриальная экономика никуда не исчезнет, но то, что перед нами системный кризис, отправной точкой которого является 2008 год, также очевидно», - констатирует Адамидов.
Схожие тенденции можно найти в Древнем Риме в виде классического кризиса Римской империи третьего века.
«Тогда римское общество массового потребления, которое было похожим на современное, сменилось развалом империи и эпохой солдатских императоров вместе со многими другими классическими процессами», - заключает Адамидов.
Мир сегодня, как ожидает эксперт, ожидает что-то похожее за исключением того, что не будет римских солдатских императоров.
«Очевидно, что будет некоторый откат от глобализации вместе с возобновление конфликтов, причем не только по линии США и Китая, но и между региональными государствами. Азиатские страны в настоящее время находятся в том же положении, как и Европа в начале XX века – у них бурно развивается промышленность и формируются национальные экономические интересы», - резюмирует Адамидов.
Из-за этого в этом регионе идет рост межгосударственных конфликтов, как это хорошо видно по Юго-Восточной Азии.
«Конфликт между США и Китаем будет, но он все-таки не до конца антагонистичный, а вот конфликты между Китаем и Индией и между Китаем и Японией будут проходить намного более напряженно», - констатирует Адамидов.
В мире начинается новый этап экономического развития
Если брать проблему глобализации, то глобальная экономика никуда не денется. Экономическое развитие идет не по прямой, а со взлетами и падениями, поэтому перед нами один из таких ситуативных поворотов.
«Можно сравнить текущие события с кондратьевской волной. Теперь в мире лет на 50 будет такой период, если считать кризисные события с 2008 года. Не знаю, насколько миллениалы существенны в данном отношении, но для красоты в Deutsche Bank поставили их в этот анализ, как и другие популярные на Западе экономические тренды», - заключает Адамидов.
Уровень взаимной интеграции снизится, но это не означает закрытие национальных рынков с запрещением доступа туда.
«Можно провести аналогию с периодом длительной депрессии XIX века. Скорее всего, мы будем иметь нечто похожее на это. Когда было несколько великих держав и ни у кого в мире не было приоритетов», - резюмирует Адамидов.
Экономические центры формируются вокруг ведущих держав: США, Китая, Евросоюза, возможно Индии, России и некоторые других государств, но они продолжат взаимное сотрудничество и не будут иметь друг над другом значительных преимуществ.
«Международная кооперация останется высокой из-за того, что ни одна страна, включая США и Китай, не сможет обеспечить производство всех необходимых товаров и услуг своими силами», - констатирует Адамидов.
Будет рост конфронтации между центрами силами, но никто из-за этого не будет превращать планету в руины.
«Нас ожидает период конфронтации, которая и так во всю идет, правда между транснациональными корпорациями. Тут расстановка изменится и править бал будут в основном национальные компании. Это будет своего рода откат к социальным порядкам последней трети XIX века с приматом национального бизнеса», - заключает Адамидов.
Другой вопрос, что все это гадания на кофейной куще, поскольку до конца не ясно, как мир будет развиваться после «коронакризиса».
Свежие комментарии